"У меня нет рта, но я должен кричать" Харлан Эллисон

«У меня нет рта, но я должен кричать» – самый известный рассказ Харлана Эллисона, американского писателя-фантаста, опубликованный в 1967 году. В эту эпоху активно началось развитие науки об искусственном интеллекте, поэтому эта тема стала очень популярна среди писателей.

В ходе Холодной войны три противоборствующие державы – США, СССР и Китай создали три суперкомпьютера для ее ведения, основанные на алгоритмах, неподвластных для осознания человеку. Богоподобный искусственный интеллект одного из суперкомпьютеров, который получил название «АМ», обрел самосознание и поглотил два оставшихся, взяв под контроль все управление и уничтожив человечество. Он оставил в живых только пять человек, которых сделал бессмертными и пытал.

Главный герой-рассказчик, Тед, повествует о том, что происходит с ними внутри компьютера, как он меняет сознание, мучает голодом и страхом. Рассуждая о мотивах АМа, рассказчик приходит к выводу, что компьютер, получив возможность чувствовать, думать самому, так и не понял, что следует делать с результатами мыслительных процессов и «в гневе, в бешенстве он убил почти всех из нас, но высвободиться из ловушки не мог». АМ мстил за свое создание, потому что для него самого оно не имело никакого смысла. Он поддерживал жизнь в этих людях из чистой ненависти, ее поддержания и делания хоть как-то развлечься.

В конце главный герой все же убивает четверых спутников, освобождая их от вечной пытки в аду компьютерного мозга. Себя же он убить не может, и поэтому продолжает бесконечное и бессмысленное существование. АМ поменял облик Теда: «Внешне я представляю собой немое ползучее существо, совершенно несхожее с человеком, настолько похабную на него пародию, что человек кажется еще более отвратительным, чем он есть. <> У меня нет рта, но я должен кричать».

Интересны рассуждения о человечестве: «компьютер, который мы создали потому, что не могли сами справиться со своими проблемами, ибо наше время истекло, и мы бессознательно верили, что компьютер сделает это лучше». Герой оперирует словами «человек» и «машина», но можно ли называть человеком то, во что он превратился? Можно ли называть машиной то, что имеет разум и чувства? Размышляя о субъектности разума в этом рассказе, я упираюсь в различие между АМом и человеком: физическая оболочка. Абстрактные объекты не могут существовать как что-то отдельное от мысли или идеи, поэтому возникает противоречие с цитатой Декарта «Я мыслю, следовательно, существую», которая является подтекстом всего рассказа.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

"Мастер и Маргарита" Михаил Булгаков

"Поклонение волхвов" Леонардо да Винчи. Евангельские сюжеты

"Дом, в котором..." Мариам Петросян